Способы уменьшения сварочных напряжений и деформаций

Сварочные напряжения и деформации иметь в стальных конструкциях нежелательно, так как слишком большие сварочные напряжения могут стать причиной появления трещин в швах, с переходом их на основной металл. Деформации искажают геометрическую форму элементов, что приводит либо к снижению их прочности, либо усложняет монтаж.
Полностью устранить сварочные напряжения и деформации невозможно. Изучение характера и причин образования сварочных напряжений и деформаций позволило разработать мероприятия значительно снижающие их. При сборке и сварке необходимо выполнять следующие основные конструктивные и технологические мероприятия.
1. В проектах стальных конструкций не следует назначать завышенное сечение сварных швов. Раскрытие фасок в стыковых швах должно быть минимально допустимым по техническим условиям. Во время сварки нельзя допускать увеличения сечения швов по сравнению с проектом.
2. При сварке листовых конструкций нужно применять преимущественно стыковые швы, а не нахлесточные, так как в нахлесточных швах неравномерно распределяется силовой поток.
3. Швы необходимо располагать симметрично относительно центральной оси элемента, чтобы сварочные напряжения могли уравновешиваться.
4. Части конструкций, геометрическая форма которых должна быть сохранена без искажения, надо закреплять для сварки в жестких кондукторах и приспособлениях, в которых они должны находиться до полного остывания изделия.
5. В случаях несимметричного расположения швов относительно центральной оси изделия конструкциям или деталям нужно придавать предварительные выгибы, противоположные тем, которые образуются после сварки.
6. Сварку длинных швов производят обратноступенчатым способом. Шов делят на участки длиной 150—200 мм. При однослойном шве сварку ведут от середины к концам отдельными участками, как указано на рисунке, сварку многослойных швов выполняют каскадами.

Схема сварки длинных и многослойных швов

а — обратноступенчатый способ, б — сварка каскадом

7. При сварке стыка в прокатных двутавровых балках и швеллерах надо сначала заваривать стенку, а затем полки.
8. При сварке труб, состоящих из нескольких обечаек, в первую очередь должны завариваться продольные стыки и только после этого заваривать кольцевые швы.
9. При сборке стержней Н-образного сечения необходимо сначала собрать отдельно стенки и полки деталей, из которых они состоят, заварить стыки, зачистить на полках швы в местах примыкания стенки и только после этого собирать из листов стержни элемента.
10. При заварке стыка в стержнях двутаврового составного сечения следует продольные швы, прикрепляющие полки к стенке стержня, не доводить до стыка на 500—700 мм. Сначала заваривают стык вертикальной стенки, затем сваривают стыки полок и в последнюю очередь заваривают участки швов, соединяющих стенку с полками.
11. При приварке уголков решетки к фасонкам или к поясным уголкам в решетчатой конструкции надо вести сварку в направлении к концу уголка, как указано стрелками на рисунке.

Последовательность наложения сварных швов

а — заварка стыка в листовом стержне Н-образного сечения, б — приварка уголков в узле фермы

12. Приварку ребер жесткости следует вести от середины к концам.
13. Заварку трещины в металле следует вести только после предварительной подготовки ее к заварке. Сначала надо трещину максимально раскрыть. Существует два способа раскрытия трещины: механический и тепловой. В обоих случаях в конце шва засверливается два отверстия, чтобы устранить концентрацию напряжений и не допустить дальнейшее распространение трещины.
При механическом способе раскрытия трещины с обеих ее сторон приваривают по два уголка, которые с наибольшим усилием стягивают болтами. При этом в зоне трещины возникают упругие растягивающие напряжения. Затем трещину заваривают и болты снимают, в результате чего раздвинутые кромки трещины беспрепятственно смещаются в первоначальное положение при одновременной усадке остывающего шва.

Заварка трещины в замкнутом контуре

а — механический способ раскрытия трещины, б — тепловой способ раскрытия трещины

Тепловой способ заключается в раскрытии трещины путем нагрева до температуры 150—200° участка металла за концами трещины. Нагрев производится газовыми горелками. Металл в нагретых зонах стремится расшириться, в зоне трещины создаются сжимающие напряжения, вследствие чего кромки трещины расходятся. Нагревая металл, необходимо следить, чтобы кромки трещины не нагревались. Охлаждение кромок производится прикладыванием влажных асбестовых жгутов.
После заварки трещины шов остывает одновременно с нагретыми участками металла. Кромки трещины сближаются, снижая напряжение в сокращающемся шве.

загрузка...

Похожие сообщения

Написать комментарий

Один комментарий коммент.

  1. Очень помогли только жаль што не по Украински)))))) спс

Написать ответ


[ Ctrl + Enter ]