Дефекты сварных швов

Нарушения нормального процесса сварки (слишком большая длина дуги, большая сила тока, неправильное положение электрода) могут привести к различным дефектам в строении валика шва. Основными нарушениями, недопустимыми для сварных швов, являются отклонения в размерах сечения шва и несоответствие длины шва размерам, указанным на чертеже, ослабляющие прочность сварного соединения.
Непровар кромок основного металла относится к одному из весьма опасных дефектов, заключающихся в местном несплавлении металла шва с основным металлом или несплавлении отдельных слоев металла шва между собой. Непровар получается в результате загрязнения поверхности металла, малой силы сварочного тока, неправильной подготовки кромок (малый угол скоса, большое притупление кромок), неправильной сборки (недостаточные зазоры в стыках), применением излишне большого диаметра электрода для выполнения первого слоя в стыке с подготовкой кромок, недостаточной квалификации и небрежности сварщика, затекания расплавленного металла и шлака впереди дуги, слишком быстрого перемещения электрода.
Непровар невозможно определить путем внешнего осмотра, для этого требуются специальные приборы и на контроль швов затрачивается много времени. Поэтому важно предупредить непровары. Необходимо при изготовлении сборочных деталей соблюдать угол скоса и величину притупления кромок, проверять качество сборки, особенно величину зазоров в стыках, производить зачистку от ржавчины, масла и грязи поверхности металла в местах наложения швов, соблюдать силу сварочного тока и скорость перемещения электрода, пользоваться электродами, имеющими диаметры, указанные в технологической карте. Для устранения непровара швы с дефектами вырубаются и завариваются вновь.
Подрез — углубление в месте перехода от основного металла к наплавленному. Причиной подрезов чаще всего является чрезмерно большая сила сварочного тока и большая скорость сварки. Подрезы в шве снижают прочность сварного соединения, вызывают местную концентрацию напряжений и могут служить началом образования трещин, в особенности при динамических и знакопеременных нагрузках.

Дефекты в сварных швах

а — непровары, б — подрезы, в — наплывы, г — шлаковые включения

Чтобы не допустить образования подрезов, необходимо правильно подбирать режим сварочного тока и строго его соблюдать, устанавливать элемент в такое положение, чтобы швы могли быть заварены в нижнем положении. Подрезы устраняются путем наложения тонкого шва электродом малого диаметра и зачистки шва абразивным кругом для обеспечения плавного перехода от наплавленного металла к основному.
Наплывы образуются при быстром плавлении электрода и натекании расплавленного металла на недостаточно прогретые кромки основного металла. Наплывы необходимо срубить, а шов в этих местах проверить на отсутствие непровара, так как наплывы часто сопровождаются непроварами.
Трещины принадлежат к разряду наиболее опасных пороков, снижающих прочность конструкций. Трещины могут возникать в шве и в околошовной зоне. Образование трещин объясняется рядом причин, к которым относятся: жесткость закрепления свариваемых деталей; быстрый отвод тепла из зоны сварки, в особенности во время сварки при низкой температуре и ветре; расположение большого количества швов на малом участке; избыток серы и фосфора в основном металле или электродах.
Чтобы не допустить появления трещин, необходимо соблюдать установленный технологический процесс изготовления конструкции, применять марки электродов, указанные в разработанном технологическом процессе, не допускать дефектов в сборке элементов конструкций. Участки с трещинами должны быть вырублены и заварены вновь.
Шлаковые включения снижают прочность сварного соединения. При правильном ведении процесса сварки шлак, образующийся в результате плавления покрытия электрода, всплывает на поверхность ванны и застывает в виде легко отделяющейся от шва корочки. При неправильном режиме сварки, повышенной скорости перемещения электрода, при сварке на малых токах шлак не успевает всплыть на поверхность шва и частично остается в нем.
Избежать шлаковых включений можно путем соблюдения режима сварки, очистки поверхности швов при многослойной сварке. Наложение швов необходимо вести с такой скоростью, чтобы ванна расплавленного металла находилась возможно дольше в жидком состоянии.

загрузка...

Похожие сообщения

Написать комментарий

Комментариев нет коммент.

Написать ответ


[ Ctrl + Enter ]