Повреждения червячных и зубчатых передач

Червячные пары и зубчатые передачи, предназначенные для передачи движения валику регулятора и главному масляному насосу от вала турбины, требуют особого внимания и ухода, так как нарушение нормальной их работы может привести к очень тяжелой аварии с турбиной вследствие нарушения работы системы регулирования и главного масляного насоса.
За последние годы число аварий и неисправностей с червячными и зубчатыми передачами значительно снизилось по сравнению с прошлыми годами. Так, например, за период с 1999 по 2005 г только в системе Донбассэнерго имели место 29 случаев выхода из строя редукторов на турбинах ВК-100-2 ЛМЗ. Очень много аварийных остановок турбин ВК-100 и ВК-50 ЛМЗ из-за поломок редукторов было на электростанциях Свердловэнерго.
Снижение аварий и неисправностей с редукторами объясняется прежде всего заменой системы регулирования ЛМЗ на многих турбинах серий ВК-100 и ВК-50 на систему регулирования МЭИ с центробежным масляным насосом, упругим быстроходным регулятором и гидравлическими связями. Снижению аварий также способствовало устранение заводами-изготовителями дефектов, которые выявились в конструкциях редукторов.
С червячными парами и зубчатыми передачами наблюдаются следующие аварии и неполадки: быстрый износ зубьев червячной шестерни, излом зубьев шестерен червячных пар и шестерен редукторов, эрозионные повреждения поверхности зацепления червячного колеса и шестерен.
Анализ аварий с червячными и зубчатыми передачами, происшедших в последние годы, свидетельствует о том, что большей частью повреждения являются следствием конструктивных дефектов данного узла, либо некачественным изготовлением этих деталей и реже — неудовлетворительным качеством металла (наличием внутренних раковин, трещин и других дефектов).
Эрозионные повреждения поверхности зацепления червячного колеса и шестерен могут появиться от действия блуждающих токов от возбудителя генератора. При расцеплении зубьев образуется вольтова дуга, которая оставляет на металлической поверхности след в виде черных точек, повышающих износ детали. Кроме того, к эрозионному разрушению приводит концентрация напряжений в зацеплении.
Для борьбы с авариями и неполадками червячных и зубчатых передач необходимо во время ремонтов турбины тщательно проверять их состояние путем промера зазоров и степени износа рабочих поверхностей. При появлении на червяке цветов побежалости следует проверить подачу масла на червячную пару путем пуска вспомогательного масляного насоса.
При обнаружении больших зазоров и при износе рабочих поверхностей червячная и зубчатая передачи должны быть заменены новыми. При смене червячной пары необходимо обращать внимание на точность расточки червяка для посадки на вал. Допуск по диаметру должен быть не более 0,02-0,03 мм. Надо также следить за хорошим состоянием электрической изоляции возбудителя от турбины.

загрузка...

Похожие сообщения

Написать комментарий

Комментариев нет коммент.

Написать ответ


[ Ctrl + Enter ]