Ручная сварка металлическим электродом. Технология ручной сварки

При сварке металлическим электродом по методу Славянова электрическая дуга горит между свариваемым изделием и электродом. До ведения процесса сварки электросварщик включает ток, берет в правую руку электрододержатель с электродом и закрывает лицо маской или щитком для защиты от лучей и яркого света дуги. После этого, коснувшись металла в месте шва концом электрода и быстро отведя его от изделия на 2—3 мм, возбуждает дугу. Затем, перемещая электрод вдоль шва, производит сварку изделия.
Под влиянием высокой температуры сварочной дуги, равной приблизительно 6000°, металл электрода и изделия расплавляется. Под дугой образуется ванна жидкого металла с вдавленной поверхностью. Углубление в жидком металле называется кратером. Расплавленный металл ванны, остывая, образует сварной шов соединения.
При обрыве дуги в процессе сварки металл быстро остывает и на конце шва остается конечный кратер. В кратере сконцентрированы большие напряжения, возникшие при остывании шва и нередко от него берут начало трещины в электросварных швах. Поэтому кратер необходимо заплавлять или конец шва выводить на специальные планки.
Расстояние между концом электрода и поверхностью расплавленного металла называется длиной дуги.
Глубина, на которую расплавляется при сварке основной металл, называется глубиной проплавления, или проваром.
Для обеспечения прочного соединения изделий сварочным швом глубина провара должна быть не менее 1 мм.
Электросварщик должен обладать большим навыком, чтобы поддерживать постоянную длину дуги. Следует стремиться держать дугу покороче. Это увеличивает глубину провара, уменьшает разбрызгивание жидкого металла, улучшает качество шва. И, наоборот, при очень длинной дуге глубина провара уменьшается, плавящийся электрод дает сильное разбрызгивание, качество наплавленного металла ухудшается. При сварке толсто-обмазанными электродами длина дуги должна быть не более 3—4 мм.

Валик наплавленного металла

Во время сварки нагреву подвергается основной металл, прилегающий к шву. Переходная зона, лежащая между расплавленным металлом и основным, нерасплавленным, металлом, называется зоной влияния или зоной термического воздействия. В этой зоне металл имеет измененную структуру и ухудшенные механические свойства, в ней часто возникают трещины. При сварке малоуглеродистых сталей свойства металла в зоне влияния не существенно отличаются от свойств основного металла.
Если сварщик перемещает дугу прямолинейно по поверхности изделия, то получается полоска наплавленного металла, так называемый валик.
Поперечное сечение валика определяется его высотой, шириной и глубиной проплавления.
Сечение валика шва зависит от скорости перемещения электрода вдоль шва. Чем медленнее сварщик перемещает электрод, тем шире будет валик.
Для получения широких валиков сварщик придает электроду колебательные движения поперек шва.
В последние годы в отечественной промышленности получил распространение высокопроизводительный способ сварки опертым электродом или погруженной дугой, разработанный Центральной научно-исследовательской лабораторией строительных сооружений института «Проектстальконструкция».
Для сварки этим способом требуются электроды с более толстой обмазкой. Электросварщик после возбуждения дуги опирает конец электрода на свариваемое изделие. При горении дуги на конце электрода образуется чехольчик из нерасплавленной обмазки, которым электрод опирается на изделие. Чехольчик поддерживает длину дуги в 2—3 мм, препятствуя короткому замыканию электрода.
При сварке погруженной дугой повышается производительность ручной сварки, увеличивается глубина проплавления металла и достигается экономия электродов и электроэнергии до 30% по сравнению с обычным способом ручной сварки.
При выполнении сварочных работ весьма важно соблюдать правильный сварочный режим.
В определение сварочного режима при ручной сварке входят понятия о факторах, влияющих на качество и производительность сварки. К ним относятся: диаметр электрода, род тока (постоянный или переменный), при сварке на постоянном токе полярность, сила сварочного тока и скорость перемещения дуги.
Диаметр электрода подбирается в зависимости от толщины свариваемого металла, положения шва в пространстве, типа сварного соединения. Недопустимо производить, сварку тонкого металла электродами большого диаметра, так как при этом будут сквозные прожоги металла. Нецелесообразно также производить сварку металла большой толщины электродами малого диаметра, так как в этом случае значительно увеличивается время для заварки шва.
При сварке многослойных швов первый слой выполняется электродами диаметром 3—4 мм, чем обеспечивается провар корня шва. Последующие слои выполняются электродами диаметром 5—8 мм. При многослойной сварке необходимо стремиться к наименьшему числу слоев, наплавляя каждый последующий слой возможно большим диаметром электродов, что ускоряет выполнение сварочных работ.
Вертикальные и горизонтальные швы не рекомендуется сваривать электродами диаметром, превышающим 5 мм, так как при сварке электродами большего диаметра образуется ванна больших размеров, жидкий металл которой стремится стекать вниз.
Примерное соотношение между диаметром электрода и толщиной свариваемого металла приведено в таблице 1.

Соотношение между диаметром электрода и толщиной свариваемого металла

Таблица 1

На производительность сварки и качество шва весьма важное влияние оказывает сила сварочного тока, которая устанавливается в зависимости от толщины свариваемого металла и диаметра электрода.
Сила тока должна быть такой, чтобы после сварки отсутствовали прожоги основного металла, непровар, подрезы основного металла вдоль шва, поры в шве.
Силу сварочного тока в зависимости от принятого диаметра электрода при ручной сварке можно ориентировочно подбирать по таблице 2.

Сила сварочного тока в зависимости от диаметра электрода

Сила сварочного тока в зависимости от диаметра электрода

При сварке горизонтальных швов сила тока уменьшается по сравнению с силой тока для сварки в нижнем положении примерно на 10—15%, а для потолочной — на 15—20%.

вы можете изготовить конструкции металлические, отличное качество.
загрузка...

Похожие сообщения

Написать комментарий

Комментариев нет коммент.

Написать ответ


[ Ctrl + Enter ]